Конспект мастер-класса по сольному пению А. Ф. Ведерникова - Народный коллектив "Сольное пение"

воскресенье, 22 мая 2016 г.

Конспект мастер-класса по сольному пению А. Ф. Ведерникова


Текст составлен на основе видеоматериала, представленного по адресу: http://www.youtube.com/watch?v=DyjJFAUdfbo
А.Ф. Ведерников предостерегает, что пренебрежение к вокальному мастерству приводит к печальным последствиям.
Овладеть вокальным мастерством будет полезно не только людям, занимающимся сольным пением, но и драматическим актерам, а так же, священнослужителям, которые загружены частыми службами и проповедями из-за чего их голосовой аппарат часто бывает перегружен. Правильное пение способствует становлению правильной дикции.
Раздел 1. Дыхание и опора.
Первое, что важно в сольном пении - правильное певческое дыхание. Это залог правильного пение. Вдох можно осуществлять как носом, так и ртом, так и одновременно и тем и другим. Вдох нужно осуществлять на дно легких (нижнее диафрагмальное дыхание). Диафрагма - это эластичная мышца в основании легких. Вход надо брать так, чтобы дифрагма выжимала дно легких вниз вместо того, чтобы поднимать грудную клетку. Такой вдох важен главным образом потому, что он определяет дальнейшее поведение при использовании дыхания.
Есть такое понятие в пении - опора. Опора у певцов осуществляется на воздух. Даже тяжелоатлет при поднятии штанги опирается на воздух, который в легких, можно даже услышать это у некоторых спортсменов. Опора певца - это стесненный воздух в легких. В процессе пения при выдохе, нужно не просто выдыхать воздух (делать свободный выдох), нужно сжимать воздух внутри себя, петь на сжатом воздухе. Сжимая воздух внутри себя в процессе пения, мы опираемся на воздух. Если этого нет, опора будет осуществляться на голосовые связки, которые будет нести усиленную нагрузку. Итальянцы говорят, что петь на дыхании - это значит "петь на воздухе", то есть воздух должен исполнять роль смычка во время пения.
Раздел 2. Работа гортани и голосовых связок.
О работе связок преподаватели пения почти не говорят. Но мы поем связками. В каком режиме должны работать связки в время пения.
Обычно врачи говорят, что процесс пения происходит на сомкнутых связках, в состоянии: "=". Но при такой работе связок, нет возможности головному звучанию соединиться с трахеей и бронхами (объёмами, резонаторами, акустическими полостями, которые находятся под связками и имеют громадное значение, они обогащают голос очень сильно). При правильном акустическом пении, связки должны работать в разомкнутом состоянии: "<".
Это положение связок очень и очень трудно достигнуть. Как это сделать? Для этого есть "три волшебные гласные буквы". Большинство учебников и педагогов ведут развитие певца на гласную "а". Традиционное итальянское бельканто признает в распевках только три гласные буквы "и", "е" и "у" (все упражнения строятся на этих гласных). Главная среди них "у". Так же считается, что буква "а" стимулирует опору на связки (жесткое пение).
Именно буква "у" позволяет связкам работать в нужном режиме. Все остальные гласные должны быть вмонтированы в "у".
Положение гортани бывает низкое и высокое. То и другое не соответствует правильному естественному пению. При высокой гортани очень быстро устает голосовой аппарат, так как связки работают на износ. Очень многие используют "распяленную гортань", то есть переопущенную. Как же найти правильное положение гортани? Это положение дает волшебная буква "у", именно такое, какое должно быть во время пения. Буква "у" стимулирует, чтобы опора была не на голосовые связки, а на стесненный воздух в легких.
Раздел 3. Организация певческой дикции.
Дикция в современном оперном пении - это беда. Театрам нередко приходится применять бегущую строку, чтобы зрители понимали слова. Во рту у певца каша, дикции никакой нет несмотря на то, что певец старается произнести четко все слова. Секрет не в том, чтобы усиленно и старательно произносить слова во время пения, потому что это не дает нужного эффекта - это только отделяет дикцию от голоса. Что несет дикцию в зал? Дикцию в зал несет голос. Дикция должна быть вмонтирована в голос. Дикция должна начинаться на дне легких, а для этого нужно стеснять воздух вокруг себя. Это только начальный период постановки дикции.
Раздел 4. Фокусирование голоса.
Представьте себе ситуацию: Большой Театр, огромный зал, оркестр 100 человек, микрофонов нет и голос должен, при всём при этом лететь и наполнять зал, мало того, каждое слово должно быть понятно. Каким образом это достигается? С помощью фокусирования голоса.
Проводится аналог с пожарным шлангом, оборудованным брансбойтом – металлическим наконечником, суживающимся к концу, за счет чего происходит фокусирование водяной струи, которая за счет этого выходит из брансбойта с большой силой и скоростью.
Таким же образом, необходимо фокусировать и выстроенный в звучащую колонну, голос. Как это делать? Для этого опять же есть гласная «у». Кто не умеет петь «у», тот не умеет петь.
Заключение.
Были рассмотрены основные принципы акустического пения. Связки при этом, несут минимальную нагрузку. При неправильной работе голосовых связок артисты нередко теряют голоса. Это происходит из-за того, что вытягиваются мышцы.
Суммируя сказанное, можно сказать, что когда пение правильное, все полости органично работают, петь становится очень комфортно. Такое пение полезно для здоровья, так как вибрации, вызываемые этим пением, массируют организм. В пении принимает участие весь организм.
Правильное пение дает возможность безграничного использования различных красок от пианиссимо до фортиссимо. В сольном пении самое трудное пение – это петь тихо. Нельзя развивать голос за счет силы голоса. Ни к чему хорошему это не приведет. Учеба, развитие и овладение голосом, может происходить только на mezzo voce. Только при пении вполголоса, можно ощутить как работает дыхание, как работает гортань, связки, как фокусируется звук. Громкое пение стимулирует опору на связки и давит ощущения.
 Упражнение 1.
Направлен на то, чтобы почувствовать стесненный воздух в легких.
Упражнение 2.
Упражнение на украинскую «г».
Упражнение 3.
Подобие смеха, которое закрепляет все в одном месте.
Упражнение 4.
Подключение «коробочки» за счет перехода «и» в «у».
На самом деле ничего «крыть» не надо, все гласные надо вмонтировать в «у» и всё получается сразу и без того «прикрыто».
Упражнение 5.
Ещё одно упражнение на развитие дыхания и диапазона.
Упражнение 6.
Упражнение на легато.
Упражнение 7.
Дает возможность проверить себя на больших интервалах.

Комментариев нет:

@templatesyard

Связаться с нами

Имя

Электронная почта *

Сообщение *